СИЯНИЕ СЛОВА

Пленум Союза писателей России «Молодёжь и литература»

Надлежит защитить новое, возрастающее поколение, ещё не наученное никаким опытом.

Александр ПУШКИН

 

Светоносный месяц июнь начинается со Дня защиты детей и с Пушкинских праздников. В преддверие этих памятных вех календаря в Калужской области прошёл фестиваль литературы и искусства Центрального федерального округа и выездной пленум Союза писателей России с насущной повесткой дня: «Молодёжь и литература», на котором обсуждались и пути воспитания самой литературной смены, и проблемы чтения, воздействия литературы на молодёжь. Торжественное открытие пленума началось с приветствия губернатора Анатолия Артамонова и награждения премией имени братьев Киреевских, которые жили и нашли упокоение на Калужской земле, в Оптиной пустыне. Дипломы лауреатов премии председатель Союза писателей России Валерий Ганичев и министр культуры правительства Калужской области Александр Типаков вручили замечательному лирику в прозе Виктору Лихоносову (Краснодар), русскому писателю из Харькова Станиславу Минакову, прозаику из Тарусы, главному редактору альманаха «Тарусские страницы» Сергею Михеенкову. Молодёжная премия имени Валентина Берестова была вручена редактору альманаха «Зерно» Павлу Тришкину.

К сожалению, на подобных форумах не присутствует никто из недавно созданного министерства по спорту, туризму и молодёжной политике. Какая она, молодёжная политика? – нам неведомо, никто её не озвучивает, а тем более – не проводит. Статс-секретарь Союза писателей Лариса Баранова-Гонченко начала выступление с признания: «Молодые чиновники разработали документ по молодёжной политике, но настолько обтекаемый и голословный, что вдохновения он не вызывает». Ей повезло, остальные участники пленума такого документа – в глаза не видели. Надо ли с ужасом удивляться, почему в прошлом году от наркотиков умерло 30 000 молодых людей – больше двух афганских потерь за десять лет войны?

Вообще, сложилось странное положение дел, как сказал Александр Кердан из Екатеринбурга, когда деньги на работу с молодыми выделяются не Союзу писателей России, а какому-то гуманитарному фонду Сергея Филатова. Он рассказал о том, как постоянно и системно работает Ассоциация писателей Урала, которой исполнилось 10 лет. Во всех областях есть литобъединения и студии. В Перми – «Тропа», а поэт Анатолий Азовский учит в райцентре поэзии даже первоклассников. В Омске замечательное студенческое объединение, в Тюменском государственном университете – тоже. Ассоциация провела даже 6 Всероссийских совещаний молодых. Последнее, невзирая на кризис, принял Сургут. Ясно, что главную роль играют писатели-профессионалы, мастера, а не либералы-филатовцы!

Заместитель главного редактора нового журнала Северо-Запада «Родная Ладога» Валентина Ефимова вспомнила высказывание Ивана Шаховского: «Поэзия – помощница молитв» и привела результаты социологических исследований в Санкт-Петербурге, которые показали, что 55 процентов молодых ассоциируют себя с православной культурой, правда, воцерковлённых – всего 5 процентов. А более глубокие исследования показывают противоречивость и мозаичность их сознания. Не мудрено: ведь воспитание молодёжи, несмотря на громкие заявления, отдано на откуп жёлтых СМИ, пошлого ТВ, замусоренного Интернета, а родители, внеклассная работа, церковь, молодёжные организации – отошли на второй план, в голубой отсвет «Дома-2». Навязывается начётнический, бездуховный ЕГЭ, убивающий способность мыслить и односторонний Болонский процесс, который абсолютно ущербен, если вспомнить нашу блестящую математическую школу или опыт творческих ВУЗов от Литературного института им. Горького до Московского государственного университета культуры и искусства. Пусть они тоже тянутся до наших стандартов и достижений! Нет, только поучают и навязывают свои стандарты, которые многими небескорыстно принимаются.

 

ОПТИНСКАЯ ВСТРЕЧА

Мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех.

Александр ПУШКИН

Так сказал зрелый историк и геополитик, примерный христианин Пушкин, объясняя жертвенную суть русского православия, его особость в силу выпавшей доли несокрушимого щита для благостного Запада, делающегося для нас всё более чуждым, несмотря на открытые границы. Не раз заходила об этом речь на благодатной Оптинской встрече, которая прошла в рамках писательского пленума. Это была не просто экскурсия, которую проводили о. Филипп и о. Ипатий по святым для каждого русского местам – от только что достроенной и ещё не расписанной часовни над могилами трёх убиенных сатанистом в Пасху монахов до сердца Лавры – скита преподобного старца Амвросия, его хибарки, где бывали Гоголь, Достоевский, Леонтьев и Толстой.

Надо вспомнить, что с 1839 года, 170 лет назад, Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров. Последний издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, Пустынножителя Вассилиска и других; помимо того письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий.

Именно с о. Парфирием сложились самые добрые отношения у нелюдимого Николая Гоголя. Николай Васильевич все еще находился под впечатлением путешествия в Иерусалим, предпринятого им в 1848 году и так благотворно на него подействовавшего. Порфирий Григоров познакомил писателя с монастырем, его историей, Гоголь побывал также в скитской библиотеке, знаменитой своими замечательными рукописями, с благоговением ознакомился с подлинными святынями — болгарскими переводами восьмидесяти постнических слов св. Исаака Сирина, писанными на Афоне еще в 1389 году.

С интересом писатель осмотрел хозяйственные постройки обители, пчельник, входя вовсе детали, мелочи монастырской жизни. И всюду непременным спутником писателя был о. Порфирий (Григоров). Гоголя притягивало к монаху его всегдашнее ровное, спокойное расположение духа, смирение, доброта и снисходительность к слабостям и недостаткам других. Знакомство переросло в дружбу. Гоголь оставил замечательную характеристику П.А.Григорова, дошедшую в передаче Л.И.Арнольди: «У меня в монастыре есть человек, которого я очень люблю... Некто Григорьев (Григоров. — АЕ), дворянин, который был прежде офицером, а теперь сделался усердным и благочестивым монахом и говорит, что никогда в свете не был так счастлив, как в монастыре. Он славный человек и настоящий христианин; душа его такая детская, светлая, прозрачная! Он вовсе не пасмурный монах, бегающий от людей, не любящий беседы. Нет, он, напротив того, любит всех людей, как братьев; он всегда весел, всегда снисходителен. Это высшая степень совершенства, до которой только может дойти истинный христианин... Покуда человек еще не выработался, не совершенно воспитал себя, хотя он и стремится к совершенству... Таковы все эти монахи в Пустыни: отец Моисей, отец Антоний, отец Макарий; таков и мой друг Григорьев (Григоров)».

Но то – история, а что сегодня? Наибольшую тревогу насельников Оптинской пустыни, которая по заветам старцев всегда проявляла интерес к духовной культуре за стенами, к литературе и деяниям цвета русской интеллигенции, вызывает стремление Государственной Думы ратифицировать Европейскую хартию. Её уже приняли в первом чтении. «Что это значит? – сокрушался во время беседы в трапезной голубоглазый иконописец о. Ипатий. – Хартия предполагает повальное сексуальное просвещение наших детей и введение ювенального права, то есть прямой сатанизм – растление детей и отделение их в некую «ювенальную общность», что противоречит нашим традициям и заветам».

Европейски образованный Иван Киреевский, который лежит на кладбище Оптиной рядом с братом Петром, вторит мысли Пушкина: «Даже само слово право было у нас неизвестно в западном его смысле, но означало только справедливость, правду. Потому никакая власть никакому лицу, ни сословию не могла ни даровать, ни уступить никакого права, ибо правда и справедливость не могут ни продаваться, ни браться, но существуют сами по себе, независимо от условных отношений. На Западе, напротив того, все отношения общественные основаны на условии или стремятся достигнуть этого искусственного основания». А он ведь, в отличие от Екатерины Лаховой, которая ратует за ювенальное право, учился в Германии, слушал лекции Гегеля и Шеллинга и понимал глубоким умом то, что сегодня в стремлении нуворишей и продажных деятелей «купить правду», отвергается нынешней властью.

Между тем, Данил Корецкий, доктор юридических наук, полковник милиции вторит священослужителям: «Ведь что такое ювенальная юстиция? На Западе, с которого мы стараемся брать пример, это вовсе не всепрощение. Да, когда 14-15-летний подросток украдет банку кока-колы, действительно начинает работать так называемое восстановительное правосудие: на несовершеннолетнего не надевают наручники, с ним работают психолог и социолог. Но когда в США 16-летний подросток совершил убийство, было принято решение судить его, как взрослого. В результате убийцу приговорили к смертной казни. Затем были многолетние апелляции, их неспешное рассмотрение, потом ходатайства о помиловании... Когда под решением об исполнении наказания поставили последнюю подпись, преступнику уже исполнилось 29 лет. За это время он вроде бы перевоспитался, всячески помогал администрации тюрьмы, молился Богу. Но убитая им семья не воскресла... Америка разделилась на два лагеря: одни считали, что приговор надо привести в исполнение, другие протестовали против этого. В итоге его казнили. Я не берусь судить, правильно это или нет, но то, что этот случай свидетельствует о могуществе государственной правоохранительной машины и о неотвратимости наказания, - это бесспорно. Мы же пытаемся играть в гуманность, не видя или не желая видеть, по отношению к кому мы проявляем эту гуманность. В России мальчик, укравший банку кока-колы, никогда не попадет в поле зрения юстиции. Потому что показатели преступности среди несовершеннолетних в нашей стране еще более значимы, чем показатели общей преступности».

Этой сатанинской игры в гуманность, часто на деньги Запада, снова ждут хищники разных мастей, которые, помните, уже занимались планированием семьи по рецептам США, пропагандировали аборты и противозачаточные средства, устами той же Лаховой и каких-то молодящихся пропагандисток ассоциации внушали по ТВ: «Пусть один ребёнок, но желанный», «Пусть ни одного ребёнка, если родители не достойны». То есть брали на себя за денежки функции Матери-Природы и Господа Бога.

Известно, что при ратификации Социальной хартии, которая была отредактирована и одобрена Комитетом министров Совета Европы в апреле 1996 года, можно брать обязательства не по всем статьям. Какие-то звучат просто декларативно: «7. Дети и молодежь имеют право на специальную защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются»., «8. Работающие женщины - матери имеют право на особую защиту», какие-то просто непосильны для разорённой, кризисной России: «11. Каждый имеет право на пользование благами, позволяющее обеспечивать хорошее состояние здоровья», «12. Все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение», «13. Каждый, не имеющий необходимых материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь». Их могут и не включить к исполнению.

Ну, а сексуальное воспитание или ювенальное правосудие с радостью подпишут: какое поле деятельности, сколько можно бюджетных денег получить, должностей и синекур! Все воспитательные средства в загоне: на детские внешкольные учреждения, на туристско-краеведческую работу, требующую путешествий, на спортивные секции - денег не хватает, основы православной и духовной культуры - преподавать не хотят по наущению академика-«атеиста» Гинзбурга, который в синагоге с радостью возжигает гостевую свечу, зато сексуальное просвещение детей, которое противоречит традициям семейного воспитания, менталитету народов России, Конституции РФ, действующему российскому законодательству – введут. Да и западные надсмотрщики проследят за растлением. Так, в рекомендациях СЕ по реализации пункта 2 статьи 11 Хартии в 2003-2005 годах по Швеции, Словении, Румынии, Норвегии, Молдове, Литве, Франции, Кипру обращается внимание на обеспечение участниками сексуального просвещения в школе как преимущественного. Ну да, русскую литературу как обязательный предмет с экзаменом – изгоняют из школы, а сексуальное просвещение сделают «преимущественным». Да у нас и так в Туле восьмиклассница родила, правда, законного мужа в колонию отправили, потому что он постарше. Так что этой молодой семье и ювенальная юстиция не помогла бы.

То и дело возвращались писатели и братия к этим безумным намерениям. Потому-то и возмущены Оптинские затворники, к которым несут из скорбного мира свои тревоги и боли сотни тысяч мирян, что видят духовным зрением: Россию ждёт беда! «Боритесь с этим, пишите богоугодные книги. Ведь в мирских книжных магазинах лежит на прилавках чтиво, которое будет унесено временем, как пыль!». Монахи Оптиной Пустыни были приятно поражены и воцерковлённостью многих писателей, и осведомлённостью их в святоотеческих книгах, заветах. Достаточно сказать, что руководитель делегации Валерий Ганичев опупдликовал несколько книг о святом Фёдоре Ушакове, а поэт Николай Беседин недавно издал книжку «Русская псалтырь» - вольные переложения псалмов Давида, которые стали свое­образным, порой жестоким, моральным кодексом Иудеи.

Поэт написал в предисловии: «Не меняя содержания псалмов и не от­ступая от их канонического текста, автор заменил лишь географические и истори­ческие названия. Душа не принимает вопль Израиля, а слышит стенание рус­ского народа: «Избавь, Боже, Россию от всех скорбей ее». (Псалом 24). За правомерность такого подхода гово­рит и тот факт, что на русских православ­ных иконах образам Девы Марии из рода Давидова, апостолам — ученикам Иису­са Христа и множеству святым нерусско­го происхождения иконописцы придава­ли черты русского лица, воплощая в них наши чаяния и молитвы, наши скорби и надежды».

На встрече прозвучали строки из «Псалма 8»:

Господи! Имя Твоё незакатное

В славе величия, в каждом дыхании.

Это – Вселенная, духом объятая,

Это бессмертного Слова сияние.

В Оптиной Пустыни на всех участников встречи снизошло сияние Слова.

 

НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ

 

Один Пушкин настоящий русский

Фёдор ДОСТОЕВСКИЙ

 

Калужская земля освящена пребыванием здесь Пушкина. Он породнился с ней, женившись на Наталье Гончаровой. Успешный владелец местных бумагоделательных и ткацких фабрик Афанасий Абрамович Гончаров, обласканный и Елизаветой Петровной, и Екатериной Великой, которая лично посетила новоявленного дворянина, умер в 1784 году в возрасте 85 лет. Усадьба перешла к его сыну Николаю Афанасьевичу Гончарову, а затем к внуку, Афанасию Николаевичу Гончарову деду Таши - жены А.С. Пушкина. Афанасий Гончаров, унаследовавший огромное фамильное, хорошо налаженное дело стоимостью в несколько миллионов рублей, быстро промотал его в лучших традициях наследников миллионеров, А его внучка вышла замуж за Пушкина фактически бесприданницей, а точнее с многократно заложенным и перезаложенным приданым, на котором лежал большой долг в полтора миллиона рублей. Эти финансовые неустройства существенно осложнили отношения поэта с новой родней. Первый раз влюблённый Пушкин, назвавший Наташу женой ещё до свадьбы, поехал к будущим родственникам в Завод, чтобы отдать долг вежливости, ну и поставить точки над «и» в отношении приданного. Не будем вдаваться в тонкости обсуждения этого щекотливого вопроса, заметим только, что в феврале 1831 года он пишет близкому другу – журналисту Петру Плетнёву: «Через несколько дней я женюсь… Взять жену без состояния – я в состоянии, но входить в долги для её тряпок я не в состоянии». Поэтому в другом письме – другу Павлу Нащокину он резко написал про Афанасия Николаевича: «Дедушка свинья; он выдаёт свою третью наложницу замуж с 10000 приданого, а не может заплатить мне моих 12000 – и ничего внучке не даёт».

Так что Пушкин заложил свою Кисилёвку и дал 11000 тёще, «которая непременно хотела, чтобы дочь её была с приданым». За счёт влюблённого поэта…. Правда, беспутный дедушка дал Таше хорошее образование, старался, чтобы в усадьбе был и театр, и оркестр. Вообще, это Полотняный Завод взлелеял первую красавицу России. «Чистейшей прелести чистейший образец» — так сказал Пушкин о своей Мадонне. Наталья - значит, природная, родная. Первая красавица России и стала родной для первого поэта России. Вот воспоминание о юной Таше из записок Н.М. Еропкиной: «Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадаривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо... Наталья Николаевна явилась в этой семье удивительным самородком. Пушкина пленила ее необычайная красота и, не менее вероятно, прелестная манера держать себя, которую он так ценил».

В октябре 1812 года, при наступлении наших войск, здесь три дня располагался штаб М.И. Кутузова. Сам фельдмаршал остановился в комнате на третьем этаже, где теперь находится кабинет директора детской школы искусств. Вспомним, что Наталья Гончарова родилась в день святых мучеников Андриана и Наталии, на следующий день после громового Бородина.

Чета Пушкиных жила счастливо, а в 1834 году, отправив семейство на лето в деревню, Пушкин вырвался из клубка петербургских дел, издательских хлопот и светских интриг, чтобы побыть в Заводах почти две недели с любимой женой, детьми Сашкой и Машкой. В одном из писем той поры он предупреждал Натали: «… Не стращай меня, жёнка, не говори, что ты искокетничалась; я приеду к тебе, ничего не успев написать - без денег сядем на мель. Ты лучше оставь уж меня в покое, а я буду работать и спешить». Как ни странно, именно в Полотняном заводе за два приезда он не написал ничего – не осталось таких следов. Неслыханное для Пушкина бесплодие! Поэт предстаёт здесь перед нами озабоченным женихом, примерным семьянином, подлинным главой семейства. От лирического легкомыслия не осталось и следа – много читает, общается с детьми, гуляет по берегам Суходрева. В одном из писем Пушкин в порыве чувства написал Наталье Николаевне: «Боже мой! Кабы заводы были мои… Жил бы себе барином!». В другом письме писал: «…Дёрнуть к тебе, мой ангел, в Полотняный Завод…Туда бы от жизни удрал, улизнул». Не получилось. Именно сюда, не останавливаясь в Москве, поехала убитая горем Наталья Николаевна с детьми после гибели поэта.

В бывшем доме Гончаровых, где останавливался поэт, до 1941 года размещалась Полотнянозаводская средняя школа; с 1937 года в нем существовала комната-музей А. С. Пушкина. Дом был сожжен на третий день прихода фашистов в село, от него остался лишь остов. Церковь и родовое кладбище Гончаровых были уничтожены западными варварами. Знаменитый гончаровский парк был сведён совершенно. Гитлеровцы вырубили его на дрова. На любимой аллее Пушкина оставалось лишь несколько полузасохших лип. Ученики Полотнянозаводской средней школы во главе с директором В. М. Пантелеевым осенью 1948 года посадили на ней липы. От корней сохранившихся старых лип разрослись молодые побеги. Эта аллея по-прежнему называется «Пушкинской». В 1956 году на месте, где когда-то во времена Пушкина стояла беседка, построена новая. Рядом с беседкой поставлен памятник поэту работы Н. Альтшулера: молодой Пушкин сидит на скамейке. Памятник этот гипсовый, уязвимый и многострадальный. Стоящий вдалеке от усадьбы, он постоянно оскверняется юными доморощенными варварами: Пушкину откалывают нос, наносят на белый гипс надписи. И мы с краснодарцем Николаем Зиновьевым, петербуржцем Андреем Ребровым, молодым студентом Литинститута Василием Поповым застали его осквернённым. Ну что за поколение выросло? А ведь, вроде, не обойдено заботой. Здесь, как рассказал нам Б.А. Сназин – единственный мужчина в области, руководящий районной библиотечной системой, в Полотняном заводе была создана первая модульная библиотека с Интернет-комнатой для школьников, здесь же, в усадьбе, работает школа искусств, есть фольклорный коллектив. Мне кажется, что даже все развитые формы такой эстетической работы разбиваются вдрызг от столкновения с повседневностью и под воздействием ТВ. Местные ветераны, пишущие стихи, многое нам рассказали. Нина Егоровна вспомнила, что после войны посёлок был сожжён, но в первый этаж усадьбы заселили – жили среди груд кирпичей, водились совы, летали грачи, висели летучие мыши. В комнате с заколоченным окном, обитала её первая и любимая учительница, которой она посвятила стихи.

Бумажная фабрика, с высокой трубой и надписью – 1908, продолжает работать, она славится производством тетрадей, блокнотов, бумаги для гофрирования. В этом году в честь 210-летия Пушкина в Москве пройдёт 1-й Всемирный съезд потомков Александра Сергеевича Пушкина. Организаторы первого в истории съезда родственников Пушкина намерены разослать более 250 приглашений. По данным пушкиноведов, именно столько потомков величайшего русского поэта проживают сейчас на Земле. Самая большая ветвь пушкинских отпрысков обосновалась в Великобритании. Причем часть из них состоит в родстве с английской королевской династией. Праправнук поэта — Александр Александрович Пушкин, являющийся его ближайшим прямым потомком, — живет в Брюсселе. Немало представителей рода Пушкиных есть и в России: в основном это потомки сына поэта — Александра.

Часть форума планируется провести в Полотняном Заводе, тут ждут 120 гостей, больше половины которых уже не говорит по-русски. Так что из них точно, по словам Достоевского, Александр Сергеевич - один настоящий русский. Но всё чаще в столице, в дороге, особенно по пушкинским местам, постигаешь, что и среди нас, понимающих по-русски – тоже один. Порой приходит мысль, что же хотел сказать Гоголь своей загадочной фразой 1834 года: ««Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Один украинский литератор, подчёркивая роль сына Малороссии для нас, написал: «Гоголь в принудительном и безоговорочном порядке поставил перед Россией задачу: через 200 лет каждому русскому стать, как Пушкин. Он не дает России прозябать. Он ставит перед ней тяжкую задачу титанического душевного труда. Он отправляет ее в дорогу». Да никуда он её менторски не отправляет и не ставит непосильную задачу – «каждому». Он гениально прозревает, что если мы все, русские, включая малороссов, не поймём, не воспримем, как идеал, этого обобщённого русского человека, явленного Пушкиным, то наше развитие – прекратится, река нашей жизни иссякнет, как многие реки славянской равнины.

Но река Суходрев, на берегах которого любил бродить Пушкин, пусть и обмелевшая, не такая чистая, продолжает струиться и сверкать на июньском солнце. С праздником!

Александр БОБРОВ
Калуга - Полотняный Завод - Оптина пустынь - Москва

Вернуться на главную